Травма эмоционального игнорирования в детстве
Эта тема мне очень близка. Но полноценно я ее не копала, так что программный пост написать не могу. Однако, я нашла интересное обсуждение на Реддите, где психолог с такой травмой поделилась своими наблюдениями о психологических последствиях травмы эмоционального игнорирования. Она особенно отметила, чем они отличаются от других травм.
Эта травма происходит не от того, что случается что-то плохое, а от того, что не случается хорошее. Плохое — это одно или серия травмирующих событий, между которыми могут быть периоды относительной стабильности. Эмоциональное игнорирование (неглект) — это регулярное пренебрежение чувствами, потребностями и интересами ребенка. Это может быть как равнодушие, так и обесценивание и издевки.
Это очень распространенная травма поколения «Дядей Федоров с ключом на шее», если помните это определение от Петрановской. Обуты, одеты, крыша над головой есть, но всем на них наплевать.
Чем эта травма отличается от других:
1. Эмоциональное игнорирование — это постоянный фон жизни в детстве. Если сравнить, например, с отцом, который периодически дико бухает, буянит и распускает руки, то папашины выходки имеют цикличный характер. В этом цикле есть стабильные периоды, которые внезапно переходят в нестабильные и пугающие, а потом все на какое-то время снова стихает. Эмоциональное игнорирование — это неизменная, не имеющее никакого просвета или облегчения повседневная реальность год за годом. Это как отсидка в тюрьме без права выхода.
2. Результатом такой травмы становится не хроническая тревожность, как в случае с папашей, а печаль и депрессия. Тревожность — это результат пугающих событий, депрессия — это результат безвыходных психологических обстоятельств.
3. Тревожность там присутствует, но в особой форме, близкой к экзистенциальной: это хронический ужас ребенка, оставленного без помощи и поддержки один на один с огромным, холодным миром, где ему не на кого рассчитывать.
4. Забота таким людям нужна не в форме нежности и любви, а в форме, которая позволила бы им взять хотя бы небольшую передышку от изнурительной эмоциональной ноши. Эта ноша человека, вынужденного быть родителем-одиночкой самому себе с очень раннего возраста и знающего, что в этом ему не от кого ждать помощи. Когда вырастаешь с ощущением, что на твое благополучие всем пофиг, то приучаешься отвечать за него единолично, хотя у тебя нет ни автономии, ни ресурсов это делать. Когда ты хочешь кусочек торта, то знаешь, что никто не подумает тебе его предложить, потому что о тебе вообще никто не думает — ты должен сам найти способ оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы отхватить себе этот кусочек.
5. По вышеуказанной причине такие люди целиком поглощены задачей заботы о себе, потому что привыкли, что им в этом не на кого положиться. Никто не придет и не скажет: «Отдохни, я сделаю это за тебя и для тебя» — и реально что-то сделает.
6. Отсюда же их пунктик на независимости и самодостаточности любой ценой. Без опыта взаимной заботы, поддержки и взаимозависимости им очень трудно даже в здоровых отношениях. То, что им предлагает партнер, кажется им каплей, которая просто исчезает в их бескрайней, неудовлетворенной внутренней нужде в заботе. Да и сама капля эта, как правило, не в тему, не к месту и совершенно мимо их реальных потребностей. И при этом они чувствуют себя обязанными в ответ заботиться о партнере, а они и так уже измотаны необходимостью заботиться о себе самим. Отношения таким образом становятся очень невыгодным обменом: крохи неподходящей заботы в обмен на необходимость взвалить на себя еще одного человека. Легче просто держать людей на расстоянии и не подпускать к себе близко.
7. Такие люди чувствуют, что любовь — это что-то мистически недоступное. Это то, что достается другим, но никогда им самим, и не существует что-то, что они могли бы сделать, сказать, создать, достичь, чтобы ее завоевать. У них нет даже надежды получить ее по условию, она просто им не положена ни в каком виде и не при каких обстоятельствах по причинам, которые им неизвестны и никто их не объяснил.
8. Да, им очень важны успех и достижения, но совсем не потому, что они надеются с их помощью завоевать любовь. Они уже давно усвоили, что любви им не видать, и даже не пытаются. Достижения — это одни из немногих доступных им удовольствий: удовольствие от компетентности, от обретения новых навыков, от приобретения ресурсов, от решения сложных задач. Все это также помогает им чувствовать себя сильнее и независимее, и лучше о себе позаботиться.
Психолог в своем комментарии сказала, что никто точно не знает, как это лечить. Тут я с ней не совершенно не согласна. Недополученное в детстве можно получить в терапии — внимание к своим чувствам и потребностям, чуткий и теплый на них отзыв, помощь в исследовании своих нужд, возможность передать кому-то хотя бы на 5 минут заботу о себе. И все это без пугающей обстановки обычных отношений, где надо взваливать себе на горб второго человека и все его хотелки!
Автор: Эль (transurfer)
Комментарии: pikabu.ru/link/nEu86w_nHc